Милостыня и благотворительность и как вести себя в храме

Милостыня и благотворительность
Практически у каждого храма сегодня мы встре­тим нищих. Они просят «Христа ради». Самое разум­ное — загодя приготовить немного мелочи и подать каждому со словами «Во славу Божию!» Если по­дозреваете, что подаваемое вами могут пропить, использовать на наркотики, заранее приготовьте какую-то еду (печенье, яблоки, конфеты) и подавай­те едой.

Подавая милостыню, должно делать это с любо­вью. Настраивайте себя: «Эти деньги (продукты, ве­щи) я даю Господу». Церковь учит, что Сам Господь через руки нуждающихся принимает у нас подаяние и сто крат приумножает богатство дающего, ибо ска­зано: «Рука дающего не оскудеет».

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ве­ликая есть вещь человек и драгоценная — муж милосердый. Это есть большая благо­дать, нежели мертвых воскрешать; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу, а тамо Он тебе».

Святитель Василий Великий учит: «Вели­кое дело есть милосердие: ибо приемлет Сам Христос, на небеси сидящий, что полу­чает от рук твоих бедный, на земле лежа­щий».

В наше время СМИ отчаянно выступают против подачи милостыни. То в одном, то в другом издании появляется информация о профессиональных ни­щих, о похищаемых и накачиваемых наркотиками детях и rip. После таких публикаций невольно начи­наешь сомневаться в правильности своего желания оделить просящего. А вдруг он работает «на мафию»? А вдруг деньги, которые ты дашь, будут далее разла­гать людей, погрязших в пороках? Эти вопросы не могут нас не волновать. Но давайте помнить, что Го­сподь все оборачивает ко благим последствиям. Впрочем, если ваши сомнения очень остры, надо по­советоваться со священником.

Если принципиально не хотите подавать мило­стыню, не подавайте. Главное — не осуждайте тех, кто просит. Воздохните о них, просите Господа по­миловать их в их немощах.

Дела милосердия необходимы для верующего человека. По своей сути он стремится помогать лю­дям — не чтобы войти за это в Царство Небесное, а для реализации заповеди Христа «да любите друг друга». Узнайте в храме о том, какие существуют при нем благотворительные программы, кто из прихожан (многодетные семьи, малообеспечен­ные старики) нуждаются в помощи — помогайте адресно.

Хотите пожертвовать одежду, вещи, игрушки?
Многие приносят в храмы старую одежду для передачи неимущим. В храмах мегаполисов таких пожертвований давно не принимают. Не от гордости, а потому что нет свободных рук, чтобы рассортиро­вать «сэконд-хэнд»; нет волонтеров, чтобы искать новых хозяев для принесенных в храм вещей.

Если вы хотите отдать кому-то свои вещи (одеж­ду, книги, детские вещи и игрушки, утварь), во- первых, приведите все в идеальное состояние. Это необходимое условие, чтобы ваша жертва выглядела именно как жертва, благотворительность, а не жела­ние избавиться от хлама и — в качестве бонуса — сни­скать Царство Небесное. Во-вторых, приготовив вещи для передачи нуждающимся, обратитесь к на­стоятелю храма. Попросите его назвать прихожан, которым могло бы пригодиться то, что вы пригото­вили; если он таковых не знает, попросите благосло­вения повесить у храма объявление, что желаете от­дать такие-то вещи во славу Божию.

О жертвовании продуктов питания

Обычно в храме есть трапезная, где накрывают столы для священнослужителей, церковнослужите­лей, людей, несущих в храме послушания. Уместно приносить в храм и жертвовать любые продукты пи­тания (конечно, сообразно церковному календарю: негоже в пост приносить мясо, рыбу, яйца, молочные продукты). В любом храме с радостью принимают муку, елей (растительное масло), кагор. Это то, что нужно всегда.

Если вы жертвуете продукты на поминовение усопших, можно положить их на канун.

Молитвы перед входом в храм
Перед входом в храм трижды крестятся, кланя­ются и молятся.

Первый раз: «Боже, буди, милостив мне, греш­ному».

Второй раз: «Боже, очисти грехи моя и поми­луй мя».

Третий раз: «Без числа согреших, Господи, про­сти мя».

Или:

Первый раз: «Создавый мя, Господи, помилуй». Второй раз: «Боже, буди милостив мне, грешному».

Третий раз: «Без числа согреших, Господи, прости мя».

Важно! Перед входом в храм обязательно выклю­чите или переведите на беззвучный режим сотовый телефон.

Целование икон
Войдя в храм, нужно поклониться, потом пройти к иконе, лежащей на середине храма (праздничной или храмовой), и поцеловать ее[2]. Далее следует обло­бызать другие иконы.

Существует благочестивое правило: «Лобызая святую икону Спасителя, следует целовать ноги, Бо- жией Матери и Святых — руку, а нерукотворный об­раз Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя — во власины».

Перед тем как приложиться к святыне (в том чис­ле к иконе), следует дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еше раз перекреститься и сделать поясной поклон. (В случае поклонения честным мощам, чу­дотворным иконам православные нередко делают земные поклоны, коленопреклоняются.)

Как вести себя в храме
Мы приходим в храм молиться. Нам категориче­ски не стоит предпринимать усилия, чтобы обратить на себя внимание других молящихся. Не себя пока­зать мы являемся в Дом Бога и не на других посмо­треть. У нас совсем иные цели и задачи.

Не нужно душиться крепкими духами, надевать на себя экстравагантную одежду, применять «боевую раскраску». Мы с вами уже говорили о внешнем виде человека, который отправился на церковную службу. Нив коем случае не следует стараться выглядеть убо­го, затрапезно. Безусловно, если есть такая возмож­ность (вы не на даче, не в больнице), нужно одеться во все самое лучшее, чистое, респектабельное. Но лучшее — не значит кричащее, вызывающее. То, что уместно надеть на вечер отдыха или прогулку на те­плоходе, может совсем не подходить для посещения храма.

Мы (не забываем об этом!) выключаем сотовый телефон, придя в храм. Совершаем необходимые действия (крестимся, кланяемся, целуем иконы, по­даем записки, ставим свечи) и выбираем себе место, на котором будем оставаться на протяжении всей службы. Хождения по храму во время богослужения, попытки развлечь себя разглядыванием икон, внут­реннего убранства, разговоры со знакомыми и незна­комыми людьми неуместны. В случае, если вы стоите в очереди (на исповедь, на помазание, к Чаше), вы, естественно, двигаетесь. Но самопроизвольных раз- гуливаний по храму следует избегать.

Вы привели (принесли) в храм ребенка
Если вы привели с собой детей или кого-то, кто впервые будет на службе, заранее расскажите об общих для всех правилах. Если ребенку или вашему близкому человеку по какой-то причине тяжело сто­ять на одном месте, выйдите с ними из храма на вре­мя. Но не допускайте их брожений.

Младенцев обычно приводят (приносят) в храм к Причащению. Не стоит без особых оснований пре­небрегать такой практикой. Если родителям надо по­быть, скажем, на вечерней службе, а чадо оставить не с кем, они могут по очереди гулять с малышом у хра­ма, сменяя друг друга на службе. Позаботьтесь о ре­бенке (которому физически пока не по силам кротко вынести богослужение в полном объеме); о едино­верцах, собравшихся в храме для общей молитвы; о священнослужителях, которым трудно вести служ­бу в неспокойной обстановке.

Если ребенок любого возраста капризничает, кричит, валится на пол, лучше вывести его из храма.

Не ругайте ребенка, если он что-то неправильно делает в храме (не вовремя крестится, кланяется, жа­луется на усталость), не стыдите, не шикайте, не вы­ясняйте с ним отношения и не грозите ему, что де погоди, вот придем домой, и я тебе покажу. Храм — не место для подобных воспитательных маневров (хотя трудно себе представить, где для них в принци­пе может быть место).

Другая крайность: родители и окружающие пыта­ются занять ребенка, начинают кормить и поить в храме, подсовывают игрушки, рассказывают сказки и детские стишки, чуть ли не поют колыбельные. Это неправильно, в лучшем случае можно этим заняться в притворе. Лучше — во дворе храма, где сегодня частенько оборудуют детские площдки.

Делаем, как все
Старайтесь обращать внимание на то, что проис­ходит вокруг вас. Не стойте столбом, когда все в хра­ме крестятся, кланяются, коленопреклоняются; не молчите, когда все прихожане участвуют в общей мо­литве, вместе поют тропари, какие-то песнопения.

Конечно, вы можете не знать слов всех песно­пений и молитв. Носите с собой молитвослов, что­бы иметь возможность оперативно найти нужный текст.

Если вы почувствовали дурноту, слабость, вам стало душно
Дурнота и усталость — типичные состояния новоначальных на общественных богослужениях, в особенности — на длительных. Почувствовали се­бя неважно, выйдите на пять минут на церковное крыльцо, помолитесь Иисусовой молитвой (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Помилуй мя, грешного). Можно смочить виски святой водой (она всегда есть в храме). Если ситуация возникла не перед Прича­щением (вы помните, что оно всегда — натощак; есть и пить перед Причащением нельзя), можно и выпить немного святой воды, съесть конфетку или кусочек сахара.

Если внезапно во время службы захотелось в туа­лет, надо идти. А вот если возникнет позыв срочно покурить, тут следует перемогаться. Иные верующие говорят, что «курить — дьяволу кадить». Многие дея­тели Церкви считают курение грехом, поскольку оно ухудшает здоровье человека и представляет собой зависимость, страсть. Так что боритесь с мыслями о сигаретах для начала хотя бы в храме.

Можно сесть?
В русских православных храмах принято молить­ся за службой стоя. Однако иногда бывает тяжело от­стоять всю протяженную службу на ногах (особенно новоначальным и людям нездоровым). Если чувству­ете слабость, можно сесть на скамеечку в притворе, на раскладное сидение, куда найдете. Святитель Филарет Московский говорил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия всем следует вставать.

Если вас что-то раздражает
Вас может что-то раздражать: внешний вид и по­ведение кого-то из молящихся, неспешность служ­бы, пение хора, крики и капризы присутствующих на службе детей. Это нормальное явление; те, кто не хо­тят, чтобы мы молились в храме и получали благодать Господа, делают все, чтобы разрушить наш молит­венный настрой. Не надо поддаваться на эти прои­ски! Уже возникшее раздражение гасим, чтобы потом исповедовать. Нового не допускаем.

Как не допустить? Святой преподобный Серафим Саровский советовал пребывать в храме с закрытыми глазами, чтоб ничто не нарушало нашего сосредото­ченного молитвенного настроя. Возможно, не совсем удобно будет все время стоять с закрытыми глазами (надо же видеть, что происходит во время службы, в какие моменты люди крестятся, кланяются и пр.). Однако, если что-то не относящееся к службе начало навязчиво притягивать ваше внимание, самое время закрыть глаза.

Если вам сделали замечание
Вам может сделать замечание кто-то из клира или из прихожан. Не следует на это обижаться. Даже если вы не чувствуете своей вины, извинитесь (вы же каким-то образом привлекли негативное внимание человека к себе, отвлекли его от молитвы), попытай­тесь что-то исправить в своем поведении, во всяком случае — примите к сведению то, что вам говорят. Вряд ли вам сделали замечание, чтобы вас прини­зить, показать свое превосходство над вами. Скорее всего человек таким образом заботится об общем благолепии. Похвальная забота! А вот то, в какой форме сделано замечание. Пусть остается на совести того, кто его сделал.

Если вам что-то непонятно
Если вам надо что-то уточнить, переспросить по ходу богослужения, не надо тут же расспрашивать стоящих рядом людей. Дождитесь перерыва в службе или ее окончания и обратитесь с вопросом к дежур­ному (во многих храмах есть послушание дежурных консультантов, которые смогут ответить на боль­шинство ваших вопросов), в свечную лавку, к алтар­нику, диакону или священнику. Кто-то да снимет ваши недоумения, во всяком случае, укажут вам, где искать ответы на заботящие вас вопросы.

Общая молитва, песнопение
На каждом богослужении верующие хором про- певаютте или иные молитвы, обычно под дирижиро­вание диакона или священника. Не следует пытаться петь громче других молящихся, выводить особые рулады, выбиваться из общего ритма и мотива.

Еще раз: давайте помнить, что мы приходим в храм для совместной, соборной молитвы, а не по­казать себя и все, на что мы способны.


Канун (или канунник) — специальный стол (квадрат­ной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Свечи «за упокой» ставят только на ка­нун.

В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освяшен главный престол храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *