Таинство священства (Рукоположение)

Определение катехизиса:
Священство есть Таинство, в котором через свя­тительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Та­инства и пасти стадо Христово.

Церковные люди (Тело Церкви) делятся на ду­ховенство и мирян (клир и народ). К клиру Право­славной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, иерархические полномочия которых разнятся между собой.

Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, имеют внутреннюю иерархию.

Степени церковной иерархии Клир (греч. клэрос — жребий), духовен­ство, причт — это совокупность всех свя­щеннослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православ­ной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослу- жение, — церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии со­вершается только после прохождения низ­ших степеней клира.

Церковнослужитель (алтарник) — низший клирик, над которым Таинство Свя­щенства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. В обязанности алтарника входит:

1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

2) подготовка облачения для священни­ков и дьяконов;

3) подготовка просфор, вина, воды и ла­дана;

4) разжигание угля и подготовка кадила;

5) помощь дьякону во время Причащения мирян;

6) необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб;

7) содержание в чистоте алтаря;

8) чтение во время богослужения;

9) колокольный звон до и во время бого­служений.

Алтарнику запрещается касаться Пре­стола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вра­тами.

Священнослужители — лица, получив­шие в Таинстве священства благодать со­вершать Таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их со­вершении (дьяконы).

В Православной Церкви существуют три степени священства:

Дьякон.
Пресвитер (священник, иерей).
Епископ (архиерей).
Посвящаемый в дьякона получает благо­дать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать Таинства. По­свящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Дьякон (греч. диаконос — служитель) участвует в общественном и частном бого­служении, прислуживая при Таинствах, но не совершая их. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеродьяконом, если он состоит в мо­нашеском чине;

2) схииеродьяконом, если он принял схиму;

3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве;

4) архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве.

Пресвитер (греч. пресвйтерос — ста­рец), либо священник, иерей (греч. иерёос — священник) — священнослужи­тель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Свя­щенства. Пресвитер также не может совер­шать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В сан пресвитера рукополагают толь­ко после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христи­ан догматам веры и благочестия. Священни­ку в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности по его благо­словению.

Пресвитера, в зависимости от обстоя­тельств его служения, называют:

1) иеромонахом (греч. иеромнйхос — священник-монах), если он состоит в мона­шеском чине;

2) схииеромонахом, если иеромонах при­нял схиму;

3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов);

5) архимандритом, если он является на­стоятелем монашеской обители (хотя есть исключения);

6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, при­нявшего схиму.

Епископ (греч. епйскопос — надзира­тель) — высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь Таинств, в том числе и Таинство Священства. Соглас­но древней традиции, в сан епископа посвя­щают только священников высшего мона­шеского чина — архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх (священноначальник) или святитель.

Сан епископа в административном отно­шении имеет несколько степеней.

Викарный епископ (или хорепископ) — не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу (обычно митрополиту), который может дать ему в управление приход небольшого горо­да или группы сел, называемый викариат- ством.
Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епар­хией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии.
Архиепископ (старший епископ) управ­ляет епархией большего размера, чем епи­скоп данной Поместной Церкви.
Митрополит — это епископ большого города и прилегающей области. При митро­полите могут быть наместники в лице викар­ных епископов.
Экзарх (первоначальствующий епис­коп) — обычно митрополит большого столич­ного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые яв­ляются его наместниками. В Русской Право­славной Церкви, например, на данный мо­мент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

6. Патриарх (отценачапьник) — Предсто­ятель Поместной Церкви, высший чин цер­ковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той По­местной Церкви, которой он управляет. Из­бирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церков­ной жизнью Поместной Церкви пожизненно.

Священнослужителем Православной Церкви мо­жет стать не каждый благочестивый мирянин. Таин­ство священства совершается только над православ­но верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (уже являющимся церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монаше­ские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии. Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Однако следует помнить, что они ниспо­сылаются на того, кого Сам Бог предназначает и при­зывает к служению. Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях.

Внешнюю сторону Таинства священства состав­ляет святительское рукоположение правильно из­бранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой.

Внутреннюю сторону Таинства составляет благо­дать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священниче­ское служение не может совершаться исключительно человеческими силами, как не может любым христи­анином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Однако чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодат­ных даров, которые подаются ставленнику в Таин­стве священства.

Хиротония и хиротесия
Хиротония (грен, хэир — рука и тонэо — тянуть, избирать голосованием; рукоположение) является первым моментом Таинства священства. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные мо­менты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следу­ет руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя.

Хиротеёсия (грен, хэир — рука и тифими — возла­гаю, назначаю; руковозложение) — богослужение, во время которого совершается поставление в церков­нослужители

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *