СВЯТКИ

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
Н. Гоголь
Этот праздник тоже из тех, что возвращаются к нам. Отмечали его с 7 по 19 января (с 25 декабря до б января по старому стилю) в течение двух недель между Рождеством и Богоявлением. Это время зимних забав — катания на санках, потешных игр, вождения «козы», «коня» или «медведя». Святки («святить двенадцать дней после Рождества Христова») с давних времен — праздничные шумные и веселые дни народных гуляний. Помните, у А.С. Пушкина: «Настали святки! То-то радость!»? Праздничная атмосфера святок ярко описана в знаменитой балладе В.А. Жуковс¬кого «-Светлана»,-в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в гоголевской «Ночи перед Рождеством».
Святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду , 
пели, песни, которые содержали в себе величания хозяев, пожелания им урожая, домашнего благополучия и счастья. Хозяевам дома полагалось одаривать певцов пирогами, пряниками, «козулями» или деньгами. В разных местах России эти песни назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Вот одна из таких колядок:
Пришла коляда Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай, Бог, тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста;
Ему с колосу — осьмина,
Из зерна ему — коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,
И богатством.
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
На улицах жгли костры, чтоб было больше тепла и света, устраивали катание на санях, санные выезды на лошадях, другие забавы. Молодежь собиралась на игрища, устраивала посиделки. Святки включали в себя и такую форму увеселений, как ряжение. Сегодняшние «наследники» этой традиция — маскарады и карнавалы. Аксессуарами святочных празднеств были: сноп, напоминание о месяце жатвы — августе, соломенная кукла — март (предвестье Масленицы) или июнь, маски тура — январь или апрель, коня — апрель или июнь, медведя — март. Все, кто «рядился» в маски, должны были потом искупаться в проруби, чтобы смыть с себя грех. По народному обычаю, ряженые изображали стариков, медведей, цыган, бравых солдат. Они мазались сажей, жженой пробкой и шумной ватагой ходили ло избам — плясали, дурачились, пели озорные песни. При этом каждый ряженый старался сделать вее, чтобы не быть узнанным, ибо узнанный разоблачался, и его функция тем и исчерпывалась. Поэтому искусство ряжения было весьма высоким.
По народному поверью, кроме того, что в ночь под Рождество воды в реках и источниках приходят в движение и претворяются в вино, еще й животные говорят друг с дру¬гом человеческими голосами. Поскольку Святки — время особого разгула нечистой силы, то в качестве защиты от нее на окнах и дверях ставила мелом кресты, чтобы не вошла в жилище ни она, ни вообще недобрый человек. Но именно Святки — любимое время гаданий. Они были непременным атрибутом праздника. Люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания. Особенно волновались девушки-невесты: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.
Святочные праздники представляли собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими, отмечавшими зимний солнцеворот. На Святки пекли из теста фигурки животных (их называли «козулями») как символ плодородия. Чаще всего это были свиньи. Их дарили друг другу и потом съедали. Считалось, что этот ритуал наделял каждого теми силами и способностями, которыми обладали съеденные «животные»; одновременно этот акт якобы способствовал увеличению будущего приплода скота.
Словом, пушкинская характеристика Святок полнос¬тью соответствует той атмосфере, что создавалась традициями. Святочное веселье заканчивалось Крещением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *